БЛОК Александр Александрович (1880, Петербург - 1921, Петроград) - поэт. Род. в семье юриста, профессора Варшавского ун-та, с к-рым мать Блока разошлась вскоре после свадьбы. Блок вырос в семье матери у деда А.Н. Бекетова, ботаника, ректора Петербургского университета и друга Д.И. Менделеева. В Петербург, доме и в подмосковном имении Шахматове Блок находился в культурной, доброжелательной обстановке. Блок учился в гимназии, мечтал стать актером: участвовал в любительских спектаклях и занимался на драматических курсах, увлекался философией и философско-мистической лирикой, писал стихи. В 1898-1901 прослушал курс юридического ф-та Петербург, ун-та, затем перешел на филологический ф-т, к-рый окончил в 1906. В 1903 Блок женился на дочери Д.И. Менделеева Любови Дмитриевне. После женитьбы жизнь Блока протекала внешне спокойно. Он часто бывал в Германии и Франции, бродил по музеям Италии и Голландии. Но внешняя жизнь Блока совсем не вязалась с глубоким драматизмом и яркостью его внутренней жизни, сутью к-рой было творчество. В 1904 в издательстве "Гриф" вышел в свет его первый сборник "Стихи о Прекрасной Даме" - яркий образец тонкой лирики и символизма. В 1905-1906 Б. был захвачен рев. событиями в Петербурге, чувствуя катастрофу, к-рая ему казалась спасительной. Б. боялся и призывал ее, считая что рев. должна сделать людей людьми. В 1908 Блок предсказывал, что, "бросаясь к народу, мы бросаемся прямо под ноги бешеной тройки, на верную гибель". И все же Блок полагал, что от народа интеллигенция должна все стерпеть, расплачиваясь за грехи отцов. Этот жертвенный порыв отразился в поэме "Двенадцать", в статье "Интеллигенция и революция". Узнав о разгроме родовой усадьбы, Блок произнес: "Так надо. Поэт ничего недолжен иметь". Он надеялся, что в огне рев. "чернь" преобразится в "народ". После Февральской рев. 1917 приехал в Петроград: сотрудничал в издательстве "Всемирная литература"; был одним из директоров Большого театра; служил редактором стенографических отчетов Чрезвычайной следственной комиссии по расследованию преступлений царского правительства. На их основе Блок создал кн. "Последние дни императорской власти", вышедшую после его смерти. "Трагический тенор эпохи" (А.А. Ахматова), один из крупнейших поэтов своего времени, Блок создал мир, где каждое слово многозначно, полно лиризма и глубины. Жизнь в голодном Петрограде, разлад с действительностью привели Блока к невозможности творчества, к глубочайшей депрессии, усугубленной болезнью. Ю. Анненков вспоминал: "Как отозвалась официальная пресса на смерть Александра Блока? В газете "Правда" от 9 августа 1921 года появилась следующая заметка: "Вчера утром скончался поэт Александр Блок". Все: Больше - ни одного слова". Использованы материалы кн.: Шикман А.П. Деятели отечественной истории. Биографический справочник. Москва, 1997 г. БЛОК Александр Александрович (16/28.11.1880-17.08.1921), русский поэт. Отец — профессор права Варшавского университета, мать — писательница, дочь ректора Петербургского университета, историко-филологический факультет которого Блок заканчивает в 1906. Был женат на дочери Д.И. Менделеева. Раннее творчество Блока носит следы влияния романтической поэзии (В. А. Жуковский), чистой лирики (А. А. Фет и Я. П. Полонский), жестокого романса (А. Н. Апухтин). Погруженный с юности в мир мечты и мистики, молодой Блок испытал увлечение поэзией Вл. С. Соловьева, с его культом "вечно-женственного" и "мировой души", что и отразилось в его книге "Стихи о Прекрасной Даме" (1904). Вслед за разочарованием в соловьевской мистике в стихах Блока возникают мотивы "жестокой арлекинады" (цикл "Распутье"), позднее вырисовывается урбанистическая тема: "черный город", "пузатый паук", "черный ад". Революция 1905 ускорила процесс отхода поэта от ортодоксального символизма. В его стихах и пьесе "Балаганчик" осмеивается декадентская мистика. Блок обращается к народной мифологии (сб. "Нечаянная радость", 1906), лирической стихией певучести пронизан его цикл "Снежная Москва" (1907). В статьях и публичных докладах 1907 — 08 центральной для Блока становится тема разрыва между народом и интеллигенцией ("Религиозные искания и народ", "Народ и интеллигенция"). В патриотической лирике Блока оживает некрасовская традиция. Близкие к славянофильским представления о России (цикл "На поле Куликовом", 1908) приводят его к "открытию" забытого критика и поэта 1840-х, сторонника "почвенничества" А. А. Григорьева (в 1916 Блок составил, прокомментировал и издал со своим предисловием его стихи). Лирика зрелого Блока наполнена тревожным ожиданием исторических и житейских перемен, ощущением назревшего общественного кризиса (цикл "Страшный мир", 1909 — 16). Однако наряду с романтической сатирой, вызванной неприятием "страшного мира", социального неравенства и жестокости (цикл "Пляски смерти", 1914), в лирике Блока не исчезает оптимистическая вера в победу светлых сил ("Ямбы"), сохраняется его стремление избавиться от эстетских иллюзий прежних лет. Незаконченная поэма Блока "Возмездие" (1910 — 21) рисует историю трех поколений одной семьи с 1870-х до 1905, с беспощадной оценкой "железного" XIX и "бездомного" XX века. Революция 1917 отразилась в крупнейшей послеоктябрьской поэме "Двенадцать" (1918). Стихотворение "Скифы" проникнуто утверждением земной исторической миссии революционной России, обличением пагубности буржуазной цивилизации. В последние годы жизни Блок ведет большую общественную работу, много сил отдает издательству "Всемирная литература". В 1920 — избран председателем Петроградского отделения Всероссийского союза поэтов. Однако разочарование в революции и переживания за судьбу Отечества вызывают глубокий творческий кризис, депрессию и преждевременную смерть Блока. Блок Александр Александрович (1880 - 1921), поэт, драматург, эссеист. Родился 16 ноября (28 н.с.) в Петербурге в дворянской семье. Отец, профессор права Варшавского университета, и мать, страстная любительница литературы и переводчица, разошлись сразу после рождения сына. Детские годы Блока прошли в семье деда, известного ботаника А.Бекетова, некоторое время бывшего ректором Петербургского университета. Это была семья высокой культуры, где практически все (бабушка и все ее дочери, в том числе и мать Блока) занимались литературной деятельностью, переводили, сочиняли, писали стихи. Блока ревниво оберегали от малейших соприкосновений с внешним миром, с "грубой жизнью". Он рос сосредоточенным, углубленным в себя. Все лето проводил в подмосковном имении деда - Шахматове. Он учился в гимназии, тайком писал стихи, показывая их только матери, которая на всю жизнь осталась для него самым близким человеком. По окончании гимназии поступил ("довольно бессознательно") на юридический факультет университета, в 1901 перешел на историко-филологический, интересовался древней философией и филологией, писал стихи, увлекся театром и мечтал о поступлении на сцену. В эти годы под влиянием философии и поэзии Вл. Соловьева Блоком овладели возвышенно-романтические и мистические переживания. Мировая душа, "единая внутренняя природа мира", по Вл.Соловьеву, призвана спасти земной шар и духовно обновить человечество. Именно эта сторона соловьевской проповеди особенно увлекла Блока, отразилась в его юношеской лирике. В 1903 женится на Л. Менделеевой, дочери химика Д. Менделеева, в следующем году выходит первая книга стихов А. Блока "Стихи о Прекрасной Даме", в которой он выступил как символист, События революции 1905 наложили отпечаток и на литературу того времени, пробуждая в ней темы протеста, социальной активности. Откликнулся на революцию и Блок: "Митинг", "Вися над городом всемирным...", "Шли на приступ. Прямо в грудь...". Вторая книга "Нечаянная радость" сделала имя Блока популярным. Среди этих стихов были такие, как "Незнакомка", "Девушка пела в церковном хоре..." и др. В 1907 написан цикл "Снежная маска". В 1906 Блок обращается к драматургии: лирическая драма "Балаганчик" стала важной вехой в его творчестве, отразив изменения в его мироощущении, освобождение от декаданса и новое понимание им роли искусства в жизни общества и назначения художника. В 1907 - 08 ведет критическое обозрение в журнале "Золотое руно", выступает со статьями по вопросам литературы, театра, формулирует задачи искусства. Усиливается его общественная позиция: в статьях и публичных докладах он часто говорит о разрыве между народом и интеллигенцией ("Народ и интеллигенция"). Поэтическая слава Блока росла, чему способствовал выход сборника стихов "Вольные мысли" (1907), "Земля в снегу" (1908), цикл "На поле Куликовом" (1908). Божья матерь Утоли моя печали Перед гробом шла, светла, тиха. А за гробом - в траурной вуали Шла невеста, провожая жениха... Был он только литератор модный, Только слов кощунственных творец... Но мертвец - родной душе народной: Всякий свято чтит она конец. И навстречу кланялись, крестили Многодумный, многотрудный лоб. А друзья и близкие пылили На икону, на нее, на гроб... И с какою бесконечной грустью (Не о нем - бог весть о ком?) Приняла она слова сочувствий И венок случайный за венком... Этих фраз избитых повторенья, Никому не нужные слова - Возвела она в венец творенья, В тайную улыбку божества... Словно здесь, где пели и кадили, Где и грусть не может быть тиха, Убралась она фатой от пыли И ждала Иного Жениха... 6 июля 1908 В эти годы Блок решительно пересматривает свои общественные и художественные взгляды, меняет прежнее отношение к современной реалистической литературе, которую декаденты ставили вне границ "подлинного" искусства, М.Горького характеризует как народного писателя. Критические выступления Блока были встречены символистами в штыки, разлад перерастает в открытый острый конфликт. Реакция не обезоружила поэта, наоборот, глубокие трагические переживания этих лет разбудили могучие творческие силы, привели к созданию таких произведений, как "Роза и крест", "Соловьиный сад", "Возмездие". Раздумья Блока касаются великих тем: жизнь, история и человек, стихия и культура, Россия и революция. РОССИЯ Опять, как в годы золотые, Три стертых треплются шлеи, И вязнут спицы росписные В расхлябанные колеи... Россия, нищая Россия, Мне избы серые твои, Твои мне песни ветровые - Как слезы первые любви! Тебя жалеть я не умею, И крест свой бережно несу... Какому хочешь чародею Отдай разбойную красу! Пуская заманет и обманет, - Не пропадешь, не сгинешь ты, И лишь забота затуманит Твои прекрасные черты... Ну, что ж? Одной заботой боле - Одной слезой река шумней, А ты все та же - лес, да поле, Да плат узорный до бровей... И невозможное возможно, Дорога долгая легка, Когда блеснет в дали дорожной Мгновенный взор из-под платка, Когда звенит тоской острожной Глухая песня ямщика!.. 1908 г. Крушение царской России обрадовало Блока, но установившийся режим разочаровал его, так как не принес народу избавления от войны, которая продолжалась. Лозунги большевиков: конец войне, всеобщий мир, земля народу - привлекают Блока. Наступившую Октябрьскую революцию он принимает сразу и в числе очень немногих представителей интеллигенции заявляет о своей готовности сотрудничать с молодой советской властью. В 1918 пишет поэму "Двенадцать", стихотворение "Скифы" и статью "Интеллигенция и революция". Надо было иметь много душевных сил, до конца верить в свою правоту, чтобы выдержать ту злобную травлю, какую развернула против него антиреволюционно настроенная интеллигенция, в том числе и писатели. Блок активно включился в работу по культурному строительству молодой Советской республики: трудится в правительственной комиссии по изданию классической литературы, в учрежденном Горьким издательстве "Всемирная литература", избирается председателем управления Большого драматического театра, председателем Петроградского отделения Всероссийского Союза поэтов и др. Но чем дальше, тем больше его тяготили эти разнообразные обязанности, он испытывал резкий упадок духовных сил: ему казалось, что революция "теряет крылья", новое иногда казалось ему чуждым и малопонятным. Весной 1921 появились признаки тяжелой болезни сердца, от которой 7 августа Блок скончался. Использованы материалы кн.: Русские писатели и поэты. Краткий биографический словарь. Москва, 2000. 16 (28) ноября 1880-- родился в Петербурге в семье профессора. 1898-1906 - окончил гимназию. Учился на юридическом, затем на филологическом факультете Петербургского университета. 1904- "Стихи о Прекрасной Даме". 1902-1904- цикл стихов "Распутья". 1905--1907 - "Сытые", цикл стихов "Нечаянная радость", "Снежная маска". 1908 - цикл стихов "Земля в снегу", "Лирические драмы". 1907-1916 - цикл "На поле Куликовом", "Родина". 1910-1921 - неоконченная поэма "Возмездие". 1918 - поэмы "Двенадцать", "Скифы", статьи "Интеллигенция и революция", "Крушение гуманизма". 7 августа 1921 - умер в Петрограде. * * * В эти желтые дни меж домами Мы встречаемся только на миг. Ты меня обжигаешь глазами И скрываешься в темный тупик...
Но очей молчаливым пожаром Ты недаром меня обдаешь, И склоняюсь я тайно недаром Пред тобой, молчаливая ложь!
Ночи зимние бросят, быть может, Нас в безумный и дьявольский бал, И меня, наконец, уничтожит Твой разящий, твой взор, твой кинжал! 6 октября 1909 * * *
Я - Гамлет. Холодеет кровь, Когда плетет коварство сети, И в сердце - первая любовь Жива - к единственной на свете.
Тебя, Офелию мою, Увел далёко жизни холод, И гибну, принц, в родном краю, Клинком отравленным заколот.
6 февраля 1914 * * * Русь моя, жизнь моя, вместе ль нам маяться? Царь, да Сибирь, да Ермак, да тюрьма! Эх, не пора ль разлучиться, раскаяться... Вольному сердцу на что твоя тьма? Знала ли что? Или в бога ты верила? Что там услышишь из песен твоих? Чудь начудила, да Меря намерила Гатей, дорог да столбов верстовых... Лодки да грады по рекам рубила ты, Но до Царьградских святынь не дошла... Соколов, лебедей в степь распустила ты - Кинулась из степи черная мгла... За море Черное, за море Белое В черные ночи и в белые дни Дико глядится лицо онемелое, Очи татарские мечут огни... Тихое, долгое, красное зарево Каждую ночь над становьем твоим... Что же маячишь ты, сонное марево? Вольным играешься духом моим? 28 февраля 1910 Ночь, улица, фонарь, аптека, Бессмысленный и тусклый свет. Живи еще хоть четверть века - Все будет так. Исхода нет. Умрешь - начнешь опять сначала, И повторится всё, как встарь: Ночь, ледяная рябь канала, Аптека, улица, фонарь. 1912
Ты - как отзвук забытого гимна В моей черной и дикой судьбе. О, Кармен, мне печально и дивно, Что приснился мне сон о тебе, Вешний трепет, и лепет, и шелест, Непробудные, дикие сны, И твоя одичалая прелесть - Как гитара, как бубен весны! И проходишь ты в думах и грезах. Как царица блаженных времен, С головой, утопающей в розах, Погруженная в сказочный сон. Спишь, змеею склубясь прихотливой, Спишь в дурмане и видишь во сне Даль морскую и берег счастливый, И мечту, недоступную мне. Видишь день беззакатный и жгучий И любимый, родимый свой край, Синий, синий, певучий, певучий, Неподвижно-блаженный, как рай. В том раю тишина бездыханна, Только в куще сплетенных ветвей Дивный голос твой, низкий и странный, Славит бурю цыганских страстей. 1814 Та жизнь прошла, И сердце спит, Утомлено. И ночь опять пришла, Бесстрашная - глядит В мое окно. И выпал снег, И не прогнать Мне зимних чар... И не вернуть тех нег, И странно вспоминать, Что был пожар. 1914
|