Белый Андрей, настоящее имя - Бугаев Борис Николаевич (1880 - 1934), прозаик, поэт. Родился 14 октября (26 н.с.) в Москве в семье профессора Московского университета. Получил прекрасное домашнее образование. Учился в гимназии крупного педагога Л. Поливанова, где проявились его незаурядные гуманитарные дарования, проявившиеся в занятиях литературой и философией. Среди русских классиков особо ценил Н. Гоголя и Ф. Достоевского. В 1903 окончил естественное отделение математического факультета Московского университета. Наряду с изучением трудов Ч. Дарвина и философов-позитивистов увлекался теософией и оккультизмом, религиозной философией и поэзией Вл. Соловьева и философско-поэтическим творчеством Ф. Ницше. В то же время серьезно относился к вопросам религиозным. Принадлежал к символистам младшего поколения (вместе с А.Блоком, Вяч. Ивановым, С.Соловьевым, Эллисом). В 1904 выходит первый сборник стихов Золото в лазури, дополненный особым разделом Лирические отрывки в прозе. А. Белый был одним из теоретиков русского символизма второй волны, разработчиком нового эстетического мировидения. Развивая тезис о музыке как о главенствующем виде искусства и необходимости подчинения ей других, он попытался создать литературное произведение по музыкальным законам: это его четыре симфонии - Северная (1901), Драматическая, Возврат (1902), Кубок метелей (1907), воплотившие основные идеи русского религиозно-философского, теургического символизма. От симфоний начинается прямая линия к орнаментантной стилистике первого романа Белого Серебряный голубь, написанного через год. Революция 1905 - 07 заставила А.Белого обратиться к действительности, вызвала интерес к общественным проблемам. В 1909 выходят сборники Пепел, затем Урна. В 1912 вместе с женой, художницей А. Тургеневой, уезжает в Европу, где увлекается мистическим учением Р.Штейнера, основателем антропософии. В 1914 поселяется в антропософском центре в Швейцарии, вместе с другими последователями Штейнера принимает участие в строительстве Иоаннова храма. Здесь его застает война, и только в 1916 он возвращается в Россию. В эти годы прозаические произведения занимают главное место в его творчестве. Среди них наиболее знаменит роман Петербург (1913 - 14, вторая редакция - 1922). А. Белый не был враждебно настроен к Октябрьской революции, хотя и не стал ее певцом. В послереволюционные годы вел занятия по теории поэзии с молодыми писателями в Пролеткульте, издавал журнал Записки мечтателей. В 1920-е были написаны повести Котик Летаев (1922), Крещеный китаец (1927), историческая эпопея Москва. Последние годы жизни А. Белый посвятил писанию обширных мемуаров, представляющих чрезвычайно большой интерес для истории и литературоведения (На рубеже двух столетий, 1930, Начало века. Воспоминания, 1933, Между двух революций, 1934). 8 января 1934 он скончался в Москве.
|