Лермонтов Михаил Юрьевич (1814, Москва - 1841, у горы Машук, под Пятигорском) - поэт. Род. в семье армейского капитана. После ранней смерти матери воспитывался у бабушки в имении Тарханы Пензенской губ. Получил образование и с детства владел французским и немецким языками. С 1827 Лермонтов жил в Москве и учился в Благородном пансионе при Моск. ун-те, где и начал писать стихи. В 1830 - 1832 Лермонтов учился на нравственно-политическом отделении Моск. ун-та, но, не найдя в казенных занятиях удовлетворения, перебрался в Петербург, где поступил в Школу гвардейских прапорщиков. В 1834 Лермонтов был произведен в корнеты лейб-гвардии Гусарского полка; служил в Царском Селе, продолжая заниматься лит-рой. В 1837, потрясенный гибелью А.С. Пушкина, написал стихотворение "Смерть поэта", к-рое "всеми" переписывалось и выучивалось наизусть. В февр. 1837 Лермонтов был арестован и после следствия по высочайшему приказу отправлен на Кавказ. В ссылке Лермонтов помимо стихов работал над акварелями, писал маслом, делал многочисленные рисунки, проявив себя как талантливый живописец. Благодаря хлопотам бабушки и заступничеству В.А. Жуковского Лермонтов смог вернуться в Петербург, где он вошел в аристократический кружок военной молодежи и сблизился с редакцией журн. "Отечественные записки". В 1840, после дуэли с сыном французского посланника Э. Барантом, Лермонтов был снова отправлен на Кавказ. Несмотря на храбрость, проявленную Лермонтов в битве на р. Валерик, Николай I отклонил представление его к награде. Возвращаясь после отпуска на Кавказ, Лермонтов задержался для лечения на водах Пятигорска. Здесь Лермонтов поссорился с бывшим сослуживцем Мартыновым. На состоявшейся дуэли Лермонтов был убит. В 1828 - 1841, за неполные 13 лет лит. работы, Лермонтов создал лирические стихи, поэмы ("Тамбовская казначейша", "Мцыри", "Демон" и др.), пьесы ("Маскарад", "Два брата" и др.), прозаические произведения ("Герой нашего времени" и др.). Узнав о гибели Лермонтов, В.Г. Белинский написал: "Мы встречаем новое издание "Героя нашего времени" горькими слезами о невозвратимой утрате, которую понесла осиротелая русская литература в лице Лермонтова!.. Этой жизни суждено было проблеснуть блестящим метеором, оставить после себя длинную струю света и благоухания и - исчезнуть во всей красе своей..." Использованы материалы кн.: Шикман А.П. Деятели отечественной истории. Биографический справочник. Москва, 1997 г. ЛЕРМОНТОВ Михаил Юрьевич(2/14.10.1814-15/27.07.1841), великий русский поэт, один из высших выразителей духовно-нравственных ценностей русской цивилизации. Сын бедного армейского офицера, Лермонтов рано потерял мать и был взят на воспитание богатою бабкою, урожденной Столыпиной. В 1827 Лермонтов поступил в московский университетский пансион, 1830 — в Московский университет, 1832 — в петербургскую школу гвардейских подпрапорщиков, откуда вышел корнетом лейб-гвардии гусарского полка. В 1837 за стихотворение на смерть Пушкина сослан на Кавказ, но в 1838 возвращен в С.-Петербург. При жизни Лермонтова напечатаны: 1835 — "Хаджи-Абрек", 1837 — "Бородино", 1838 — "Песня про царя Ивана Васильевича", "Дума", "Бэла", "Ветка Палестины", "Три пальмы", "Фаталист", "Дары Терека", 1840 — "Тамань", "Воздушный корабль", "Ангел", "Герой нашего времени", "Когда волнуется желтеющая нива", "Мцыри" и др., 1841 — "Последнее новоселье", "Парус", "Спор". В душе Лермонтова смутно жили возвышенные идеалы духовной силы и свободы ("Песни небес"), отсюда его разочарование в людях и жизни, грозные обличения ("Дума"), порывы к свободе, жажда бури, духовного очищения. Поэзии Лермонтова присущи гордая отчужденность от земного бытия, презрительное отношение к обыденной жизни, тяготение к вечности, к Богу. В стремлении к вечности Лермонтова посещало чувство радостного успокоения и нравственной гармонии. Тогда смирялася души его тревога, тогда в состоянии какого-то интуитивного прозрения он начинал постигать "счастье на земле" и в небесах он видел Бога. Тогда лира его рождала трогательные по глубоко религиозному настроению, по детски безотчетному порыву мотивы, которые звучат в таких стихотворениях, как "В минуту жизни трудную", "Когда волнуется желтеющая нива", "Я, Матерь Божия" и др. Именно Лермонтов, творец "Демона", написал эти навсегда врезавшиеся в нашу память молитвенно-благословляющие строки:
Дам тебе я на дорогу Образок святой, Ты его, моляся Богу, Ставь перед собой.
Душа поэта разрывалась от болезненного сознания ничем не устранимого, вечного разлада между Божьей Правдой и земною Ложью. Поэт чувствует себя участником космической борьбы Бога и сатаны, света и тьмы, добра и зла. В соответствии с этим, и призвание поэта, в понимании Лермонтова, не исчерпывается одним лишь творческим подвигом или эстетическим достижением. Поэт — это пророк, которому свыше дано "глаголом жечь сердца людей". Мысленно обращаясь к этому глашатаю Истины, Лермонтов вспоминает давно минувшее время, когда
Бывало, мерный звук твоих могучих слов Воспламенял бойца для битвы, Он нужен был толпе, как чаша для пиров, Как фимиам в часы молитвы. Твой стих, как Божий дух, носился над толпой, И отзыв мыслей благородных Звучал, как колокол на башне вечевой Во дни торжеств и бед народных.
Таким именно набатным колоколом прозвучало бессмертное лермонтовское стихотворение на смерть Пушкина. Лермонтов был убежден, что между поэтом-пророком и бездушным людским стадом нет и не может быть сговора, нет и не может быть примирения. Эту мысль он запечатлел чеканными рифмами в одном из наиболее глубоких созданий мировой поэзии:
С тех пор как Вечный Судия Мне дал всеведенье пророка, В очах людей читаю я Страницы злобы и порока. Провозглашать я стал любви И правды чистые ученья: В меня все ближние мои Бросали бешено каменья. Посыпал пеплом я главу, Из городов бежал я нищий, И вот в пустыне я живу, Как птицы, даром Божьей пищи. Завет Предвечного храня, Мне тварь покорна там земная, И звезды слушают меня, Лучами радостно играя.
Обыденная жизнь ничтожна, пуста и не имеет смысла без сильных духовных порывов к вечности, к Божественному совершенству. Даже земная любовь не может заполнить пустоту.
Любить... но кого же?.. на время — не стоит труда, А вечно любить невозможно. В себя ли заглянешь? — там прошлого нет и следа: И радость, и муки, и все там ничтожно...
Мятущаяся душа Лермонтова беспрестанно горела, "желанием чудным полна", томясь безысходной тоской воспоминанья о чем-то, что было, когда его не было. И если жизнь человеческая, замкнутая в границах общепризнанной повседневности, мыслится нами временною и конечною, то Лермонтов, наоборот, носил в себе сознание чего-то предвечного, чего-то обвеянного холодом междупланетных пространств, внемирного и вневременного, теряющегося в туманах минувшей и грядущей бесконечности. Всю свою короткую жизнь Лермонтов постоянно преследовался космополитическими силами. Ссылка на Кавказ и, наконец, гибель на дуэли стала закономерным итогом неравноправной борьбы, которую русский поэт вел с мировым злом.
|